Что нужно знать о «Формуле-1» в 2015 году
Главная | Новости | Что нужно знать о «Формуле-1» в 2015 году

Мастер обгонов и лучший новичок: Макс Ферстаппен

В завершившемся сезоне дебютировало сразу несколько молодых пилотов, но лучшим из них можно назвать Макса Ферстаппена. Юному гонщику выдавали большие авансы еще до прихода в «Формулу-1», и они эти ожидания оправдал.

Разгромив напарника в личном зачете (49 очков против 18), заработав два четвертых места и поразив публику привлекательными обгонами, жесткий и бескомпромиссный Макс заслужил право считаться одним из героев чемпионата мира.

Крэшер: Пастор Мальдонадо

Девиз венесуэльского гонщика «все или ничего» отлично подошел бы главному герою фильма-боевика – при встрече двух машин на узкой трассе протагонист не свернет с дороги до победного конца, а нервы и руль дрогнут у несущихся навстречу злодеев. Увы, в «Формуле-1» нужно идти на компромиссы даже во время борьбы с соперниками колесо в колесо – если не оставлять места для маневра, не понимать пределы дозволенного и не быть достаточно мудрым, чтобы избежать столкновения, то можно легко заработать репутацию непредсказуемого и совсем бесшабашного парня.

По правде говоря, Пастор не был совсем плох в концовке чемпионата, но удивительная репутация гоночного хама, заработанная в прошлые годы и подтвержденная в первой части сезона-2015, не может быть забыта и отменена в одно мгновение.

Мастер квалификаций: Льюис Хэмилтон

Сезон-2015 ныне трехкратный чемпион мира провел сильнее прошлогоднего. Льюис не только выиграл 10 из 19 гонок чемпионата, разгромив напарника в личном зачете, но также избавился от слабости в квалификациях – на его счету 11 поул-позиций.

Иногда Росберг и остальные уступали англичанину совсем немного, а иногда проигрывали целую пропасть. В какой-то момент даже казалось, что Льюис намерен выиграть абсолютно все квалификации, и лишь ближе к концу сезона перемены в «Мерседесе» позволили немного разнообразить статистику поулов.

Неудачники: стратеги и механики «Уильямса»

Звание мастеров многоходовочек второй год подряд заслуженно уходит в Гроув. «Уильямс» вновь запорол несколько потенциально успешных гонок исключительно из-за провальной тактики. Стратеги коллектива проявляли нерешительность, то применяя командный ордер, то отменяя его, и «всех переигрывали», раз за разом пропуская соперников после затягивания пит-стопов.

Зачастую «Уильямс» вел себя консервативно, а на риск решался в самых неподходящих случаях. Фелипе Масса и Валттери Боттас потеряли немало очков из-за таких ошибок, и самые вопиющие случаи произошли на Гран-при Великобритании, где английская команда вполне могла бы сделать дубль, но в итоге осталась даже без подиума, и в Бельгии, где механики по ошибке прикрутили к болиду Боттаса разные колеса.

Бедолаги: «Лотус»

Парни из Энстоуна весь сезон с замиранием сердца ждали, когда же их наконец купит «Рено» – французский автогигант виделся единственным решением проблем, накопившихся у команды. Из-за неоплаченных счетов «Лотус» неоднократно сталкивался с организационными проблемами, а во время Гран-при Японии беднягам пришлось в прямом смысле бомжевать – сотрудников конюшни не пустили в гостевой домик и те расположились чуть ли не на улице (подкармливаться пришлось у других команд). Еще немного, и механики «Лотуса» стали бы совершать вылазки по ночам в боксы конкурентов и снимать шины («Пирелли» конюшня тоже успела задолжать). Хорошо, что с помощью Берни удалось продержаться до окончания сезона – а то потенциальное фото Ромена Грожана, смакующего «Доширак» перед гонкой, несколько снизило бы уровень престижности «Формулы-1».

Тягомотина: «Ред Булл» и их новые старые моторы

Руководители австрийской команды долго пытались держать в напряжении болельщиков, делая озабоченные лица и заявляя о возможном уходе из «Формулы-1», однако поверить в это могли только дети дошкольного возраста. Всем остальным было ясно, что «быки» не смогут покинуть чемпионат мира и продолжат выступать в гонках с моторами «Рено», и потому новые угрозы Кристиана Хорнера и Гельмута Марко не вызывали ничего, кроме раздражения.

Загадка: авария Фернандо Алонсо на зимних тестах

Кто бы мог подумать, что серьезная авария, в которую Фернандо Алонсо попал на тестах в Барселоне, станет лишь началом бесконечной череды неприятностей, преследовавших «Макларен» по ходу сезона. Гонщик был госпитализирован с сотрясением головного мозга, а затем по рекомендации врачей пропустил старт сезона в Австралии.

По официальной версии команды, Алонсо врезался в стену, потеряв управление над болидом из-за сильного порыва ветра. Однако отсутствие опубликованной видеозаписи инцидента породило множество слухов, касающихся аварии – некоторые предполагали, что пилот мог потерять сознание из-за плохого самочувствия или даже от удара током из-за неисправности в гибридной составляющей двигателя.

Провал: «Хонда»

Перед стартом сезона все понимали, что японской компании будет непросто догнать остальных производителей моторов – «Рено», «Феррари» и «Мерседес» готовились к новому регламенту несколько лет, а «Хонда» начала разработку двигателя недавно. И все же оставалась надежда, что уникальная силовая установка поможет «Макларену» включиться если не за победы, то хотя бы за подиумы, и если не в первой половине чемпионата мира, то хотя бы во второй…

Не получилось ничего: от гонки к гонке боссы «Хонды» рапортовали об улучшениях двигателя, сообщали об использованных жетонах на доработку силовой установки, но раз за разом Алонсо и Баттон почти без борьбы пропускали соперников на прямых и сходили по техническим причинам.

Если к следующему сезону японцы не исправятся, в легендарной британской команде может начаться буря.

Подстава: Льюис Хэмилтон лишается победы в Монако

В последние годы английский гонщик побеждал за рулем «Мерседеса» практически везде, но только не на легендарной трассе в Монте-Карло (первый и последний успех здесь датируется 2008 годом, когда Льюис выступал за «Макларен») – в эпоху доминирования «серебряных стрел» лучшим на узеньком треке неизменно становится Нико Росберг.

В сезоне-2015 у Хэмилтона появилась прекрасная возможность изменить ситуацию: он лидировал 64 круга, но затем внезапно заехал в боксы – команда решила перестраховаться и обеспечить своего лидера свежими шинами. Однако «Мерседес» просчитался: после возвращения на трассу Льюис стал третьим, а вырвавшиеся вперед конкуренты менять покрышки даже и не подумали.

Происшествие: экстремальная погода в Остине

Гран-при США запомнился не столько третьим чемпионством Льюиса Хэмилтона (его преимущество в личном зачете на тот момент практически исключало иной сценарий), сколько экстремальными погодными условиями, с которыми столкнулись организаторы, команды и болельщики.

В пятницу и субботу на трассу обрушился настоящий шторм – вторую свободную практику пришлось отменить, а квалификацию перенести на утро воскресенья. Единственным утешением для болельщиков, пришедших на трибуны в субботу, стало представление, устроенное командами на пит-лейн – механики изображали греблю на байдарках, катали друг друга на тележках, а Даниил Квят и Даниэль Риккардо даже станцевали.

Впрочем, как выяснилось в последствии, организаторам еще повезло – через неделю на автодроме в Остине произошел настоящий потоп, в условиях которого проведение Гран-при было бы невозможным.

Болельщик: парень, пропустивший драму в Сочи

Хуан-Пабло Монтойя объяснял: «В NASCAR гонки намного интереснее. Болельщики постоянно видят борьбу, сражения, обгоны, а в «Формуле-1» вам приходится два часа сидеть и крутить головой по сторонам, чтобы увидеть хоть что-то. И то, если повезет».

Точка зрения Монти спорна, но отчасти колумбиец прав: обгонов в современной «Формуле-1» действительно мало, а таких сражений, какое устроили в Сочи Кими Райкконен и Валттери Боттас, и вовсе почти не бывает. Однако именно этот потрясающий эпизод один из болельщиков умудрился пропустить чуть ли не самым выдающимся образом. Ну, зато прославилсяна весь формульный мир – тоже неплохо.

Гоночные разборки: финны разбушевались

Кими Райкконен и Валттери Боттас – тихони, которые на гоночных трассах ведут себя корректно и всегда оставляют конкуренту место для борьбы. Однако в Сочи встреча двух финнов в борьбе за высокую позицию обернулась неожиданным взрывом эмоций – Райкконен слишком оптимистично попер в атаку на последнем круге и выбил соотечественника, уже почти представившего вкус подиумного шампанского.

В Мексике Боттас нанес ответный удар: он так ловко подставил Райкконена, что даже стюарды не нашли повода выписать какой-либо штраф.

Кроме того, Боттас и Райкконен вплоть до последней гонки сезона вели активную борьбу за четвертое место в личном зачете, которое в итоге все же досталось представителю «Феррари».

Грусть: смерть Жюля Бьянки

18 июля 2015 года не стало Жюля Бьянки. Гонщик попал в страшную аварию на Гран-при Японии 2014 года, после чего девять месяцев находился в коме. Этот гоночный инцидент стал для «Формулы-1» первым более чем за 20 лет, повлекшим за собой смерть пилота.

Так уж вышло, что спустя всего неделю после печальных известий гонщикам пришлось выходить на старт Гран-при Венгрии. Перед гонкой пилоты почтили память Жюля минутой молчания, а после финиша призеры посвятили свои результаты его семье.

Скандал: взрывы покрышек в Бельгии

Ни один сезон в «Формуле-1» не обходится без критики шинников. В этом году сильный удар по «Пирелли» был нанесен во время Гран-при Бельгии: сначала на практике в скоростном повороте «Бланшимон» неожиданно разорвалась покрышка на болиде Нико Росберга, а в воскресной гонке не сдюжила шина на «Феррари» Себастьяна Феттеля.

Гнев четырехкратного чемпиона мира был так велик, что в паддоке начали роптать и все остальные – в один момент даже возникли слухи о смене поставщика шин в сезоне-2016. Пожар быстро потушил Берни Экклстоун – в момент, когда позиция итальянской компании оказалась наиболее уязвимой, он перед телекамерами пожал руку Марко Тронкетти Провере и объявил о новом долгосрочном контракте с «Пирелли».

Разочарование: отсутствие интриги и почти неизменная тройка лидеров

«Ham, Ros, Vet,» – «формульная» версия трека Fatboy Slim от пилотов «Мерседеса» и «Феррари». Эта троица была на подиуме гораздо чаще других и откровенно достала всех беспристрастных болельщиков. Что поделать – в прошедшем сезоне неравенство в «Формуле-1» было особенно ярко выражено и конкуренты часто просто не имели возможности потягаться с лидерами.

В большинстве Гран-при сезона еще до старта было понятно, кто выиграет гонку, а кому придется бороться за объедки со стола ведущих команд. Еще один такой сезон для «Ф-1» неприемлем – несменяемость власти еще нигде до добра не доводила.

Авария: столкновение Райкконена и Алонсо в Австрии

Сезон-2015 выдался богатым на различные гоночные инциденты, результатом которых становились серьезные и зрелищные аварии. Претендентов на первое место хватает. Тут и Даниил Квят, заехавший в Японии на траву на скорости около 200 км/ч и улетевший прямиком в отбойник, и Макс Ферстаппен, допустивший просчет в Монте-Карло, попытавшись протиснуться между стеной и болидом Ромена Грожана.

Но первое место в столь сомнительной категории присуждается Кими Райкконену и попавшему под горячую финскую руку Фернандо Алонсо. На Гран-при Австрии после неудачной квалификации Кими постарался отыграть как можно больше позиций, однако внезапно потерял управление над машиной – алый болид снесло в сторону и финн зацепил некстати оказавшегося на пути движения Фернандо Алонсо. Сложность ситуации заключалась в том, что «Феррари» поднырнула под «Макларен», а заднее колесо машины Алонсо чуть не ударило по голове гонщика Скудерии. Обошлось.

Сюрприз: победа Нико Хюлькенберга в «24-х часах Ле-Мана»

Так получилось, что из-за особенностей календаря и ряда других факторов гонщики «Формулы-1» редко выступают в легендарной гонке. Но в случае Нико Хюлькенберга все звезды сложились как надо и благодаря приглашению «Порше» немец получил возможность опробовать силы в знаменитом марафоне. Руководство «Форс-Индии» не стало чинить препятствий пилоту, и Халк приехал в Ле-Ман за новым опытом.

Этого мало кто мог ожидать, но экипажу Нико с первой попытки удалось одержать победу в одном из самых престижных гоночных соревнований. Жаль, что в следующем году из-за глупостей чиновников ФИА «24 часа Ле-Мана» пройдут в те же дни, что и Гран-при Европы в Баку.

Прогресс: «Форс-Индия»

Коллектив Виджая Малльи прогрессирует на глазах – впервые в истории «Форс-Индия» ворвалась в топ-5 Кубка конструкторов. В команде похвалу заслужили все без исключения: технический штаб под руководством Эндрю Грина, создавший неплохое шасси и блестяще развивший его по ходу сезона, механики, в отличие от прошлых лет «косячившие» куда меньше, пилоты, проведшие ряд ярких гонок.

Отдельного упоминания заслуживают руководители конюшни Виджай Маллья и Отмар Сафнауэр, здраво рассудившие, что в условиях нехватки денег лучше не торопиться с обновлениями и целенаправленно готовить один большой пакет к середине сезона.

План сработал на все 100 процентов: шасси версии «Б» позволило «Форс-Индии» сделать гигантский шаг вперед и даже засветиться на подиуме в Сочи. А еще у индийской конюшни, кажется, отличные перспективы – вскоре ожидается завершение сделки с «Астон Мартин», которая гарантирует безбедное будущее, да еще и с титульным спонсором в лице «Джонни Уокера». «Форс-Индия» совершила в 2015 году отличный рывок – сезон для команды получился блестящим.

Открытие: Серхио Перес

В мексиканском гонщике многие давно разглядели большой талант, но не стабильность – порой вслед за яркими выступлениями Перес проводил ужасные гонки, которые завершал на обочинах и в отбойниках из-за собственных ошибок. Именно неровность в выступлениях на протяжении прошлых сезонов приводила к тому, что Серхио раз за разом уступал более опытным напарникам, попадал в глупые аварии и растранжиривал кучу очков.

Примерно так же было всю первую половину прошедшего чемпионата. Однако затем Чеко взял три пятых места и сенсационный подиум в Сочи и выиграл командную дуэль у не менее талантливого Нико Хюлькенберга с перевесом в 20 очков. Без сомнений – это лучший сезон в карьере мексиканца.

Гонка: Венгрия

Сезон-2015 получился еще более скучным, чем прошлогодний, ведь по-настоящему зрелищных Гран-при было совсем немного. Интересными эпизодами запомнились Малайзия, Бахрейн, Великобритания, Сингапур и США. Но все рекорды побил Будапешт.

В жаркой Венгрии было все: победа пилота «Феррари», удивительные ошибки главных фаворитов, аварии, штрафы, неожиданные поломки и даже финиш Алонсо на пятом месте вслед за юным Ферстаппеном. Но вот что запомнилось нашим болельщикам – первый в карьере подиум Даниила Квята. Гонка для обоих гонщиков «Ред Булл» выдалась сложная, но со счастливым финалом – сама фортуна позволила пилотам стойко перенести все приключения Гран-при и подняться на подиум.

Событие: колоритный Гран-при Мексики

Возвращение Гран-при Мексики в календарь чемпионата стало одним из самых впечатляющих событий сезона – в первую очередь, благодаря невероятной атмосфере, созданной огромной толпой поклонников. Яркие краски, эмоции мексиканских болельщиков – всего этого порой не хватает «Формуле-1» в последние годы.

Организаторы перестроили автодром имени братьев Родригес, приведя его в соответствие современным стандартам. Легендарный поворот «Перальтада» пришлось исключить из схемы трека, но его место заняла крутейшая стадионная секция – на трибунах бывшей бейсбольной арены за ходом гонки, а также церемонии награждения победителей, наблюдали 40 000 фанатов.

Руководитель: Маурицо Арривабене

Когда-то табачная компания «Мальборо» позиционировала свою марку как «сигареты для настоящих мужчин», а главным образом рекламной кампании был так называемый «Человек Мальборо» – суровый ковбой с сигаретой на фоне природы. Немного жаль, что сейчас реклама табачных изделий сильно ограничена, ведь тогда бы у «Мальборо», как у официального партнера «Феррари», было бы под рукой практически идеальное лицо для продвижения – Маурицио Арривабене хоть и не похож на ковбоя, но тем не менее просто воплощает собой мужественность и брутальность.

Довольно неожиданно возглавив Скудерию в конце прошлого года, дон Маурицио твердой рукой принялся наводить порядок в итальянской конюшне после проваленного сезона. И первые плоды реструктуризации не заставили себя ждать – сегодня «Феррари» является безусловной второй силой в чемпионате после «Мерседеса», и грозится бросить вызов «серебряным стрелам» уже в сезоне-2016. В этом огромная заслуга Арривабене как руководителя – технический штаб в кои-то веки обрел стабильность и создал отличное шасси, в Маранелло добились огромного прогресса в развитии силовой установки, а также нельзя не отметить прекрасную атмосферу в стане Скудерии.

Босс «Феррари», в отличие от предшественников, перестал кормить публику обещаниями и говорит исключительно по делу, не скупясь на похвалу рядовым членам коллектива – не удивительно, что в Италии все моментально прониклись к нему симпатией. Арривабене, будучи относительно новым человеком в автоспорте, стремится разобраться во всем, и при этом не мешает работникам команды выполнять свою работу. Харизматичный итальянец, внешностью и манерой речи напоминающий мафиозного дона – лучший руководитель этого сезона. «Феррари» может пойти с ним очень далеко.

Юморист: Фернандо Алонсо

Фернандо – высокопрофессиональный тролль, обладающий отменным чувством юмора. Согласитесь, что привлечь к себе внимание операторов, находясь на 16-й позиции в пелотоне, довольно трудно, но испанский гонщик явно перевыполнил программу по попаданию «Макларена» в телеэфир: в Венгрии организовал спровоцировав появление огромного количества эпичных фотожаб, там же, в Интерлагосе, вместе с напарником совершил несанкционированный забег на подиум, а на последней этапе в Абу-Даби выдал потрясающую фразу о намерении завершить гонку, если на треке не появится автомобиль безопасности.

Спасибо, Фернандо, ты скрасил ужасный сезон «Макларена».

Позитивщик: Себастьян Феттель

Карьера Себастьяна Феттеля сделала крутой поворот – после разочаровывающего сезона-2014 он принял решение распрощаться с «Ред Булл» и перейти в «Феррари». Как выяснилось, четырехкратный чемпион мира не прогадал – его приход оказал положительное влияние на атмосферу и работу итальянской команды, что отразилось на результатах: три победы, множество подиумов и второе место в Кубке конструкторов по итогам сезона.

Более жизнерадостным стал и сам Феттель – в радиопереговорах после удачных гонок пилот упражнялся в итальянском языке (в Сингапуре он даже испытал на прочность слух зрителей исполнением песен), а на пресс-конференциях подшучивал над гонщиками «Мерседеса».

Команда: «Феррари»

Кубок конструкторов выиграл «Мерседес», но именно Скудерию мы признаем командой года. Немцы, разгромив соперников, под конец дали слабину, трусливо запретив гонщикам бороться между собой.

«Феррари» же показала мощнейший прогресс – конюшня всего за год рванула с четвертого места в Кубке конструкторов на второе, завоевала три победы, 16 подиумов, разгромила конкурентов в Сингапуре. Кажется, выход из многолетнего кризиса наконец-то найден. Двигатель почти сравнялся в эффективности с немецким, устраняются и слабости шасси. С точки зрения пилотов, конечно, все неоднозначно, но Себастьян Феттель провел очень сильный сезон и заслуженно является лидером новой команды. Кто знает, быть может, в следующем сезоне именно итальянцы сбросят «Мерседес» с трона «Формулы-1»?

Болид: «Мерседес» W06

Тотальное доминирование немецкой команды во многом было обусловлено наличием адского двигателя, с помощью которого Хэмилтон и Росберг легко отрывались от конкурентов на прямых. Но и шасси у «Мерседеса» получилось более чем добротным.

В результате соперников у данного технического сочетания попросту не оказалось, а немцы по итогам сезона побили множество самых разнообразных рекордов. Если в «Мерседесе» не намудрят и не начнут переделывать концепцию болида – на возможность чего недавно мельком упоминал Тото Вольфф, – то конкурентов в следующем сезоне у чемпионов мира вновь не будет.

Пилот: Льюис Хэмилтон

В том, что лучшим пилотом стоит признать Льюиса Хэмилтона, ставшего уже трехкратным чемпионом мира, сомнений не возникает. Британец мощнейшим образом провел практически всю кампанию этого года, не оставив Нико Росбергу и Себастьяну Феттелю никаких шансов.

Льюис умело использовал преимущество в скорости болида над гонщиком «Феррари», а напарник по команде был раздавлен в квалификациях. Нико периодически пытался подавать признаки жизни, выигрывая локальные сражения, но в целом стоит признать, что это был чемпионат Хэмилтона.

Ближе к концу сезона инженеры «Мерседеса» что-то намудрили с конструкцией шасси, после чего болид перестал вести себя в соответствии с пожеланиями Льюиса, но к тому моменту судьба титула уже была предрешена. Может быть, в следующем году Нико и удастся нанести ответный удар, но пока преимущество – в первую очередь психологическое, – остается на стороне Хэмилтона.

СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ
Вы смотрели